Мать Сыра Земля - самый любимый и важный персонаж в славянской
мифологии с древнейших времен и до наших дней.
Земля
представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым
человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались
ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости
(вслушайтесь, как созвучны слова «скала» и «скелет»!); цепкие корни
деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода.
И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в
бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем,
даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и
пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой... И, точно к
истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни.
Помните в сказках?
Припадет богатырь к сырой земле - и преисполнится
новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит черную, ядовитую
змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по
словам пахаря, не даст хлеба - не то что досыта, а и впроголодь; кто
сыновьим поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, на гроб того она
ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в
дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше родины,
верили наши предки. Больные в старину выходили в чистое поле,
били поклоны на все четыре стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать
Сыра Земля!» 3 «Чем заболел, тем и лечись!» - говорит народная Русь, и
советуют старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое
место и молить землю о прощении. Земля и сама по себе почитается в народе
целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны,
останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. «Как
здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова была бы
здорова!»
«Мать Сыра Земля!
УЙМИ ты всякую гадину
нечистую от приворота и лихого дела!» - произносится кое-где еще и
теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм. «Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки,
если я вру!» - говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и
нерушима.
Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь
из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит,
отныне родство их вечно!
А в стародавние годы находились такие
ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой
ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека всегда
считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым
следом - значит, по старинному поверью, связать волю того, чей след, по
рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня!
«Матушка-кормилица, сыра земля родимая, - отчитываются от такой
напасти, - укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного.
Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета
бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе,
кормилица Мать Сыра Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы,
на всю жизнь вековечную!»
«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля
растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры
полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу
нечистую. Всегда она остается все той же матерью для живущего на ней и
ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал любовь и почтение
к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и
русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы. Как без
пахаря-хозяина и добрая земля - горькая сирота, так и он без земли -
что без живой души в своем богатырском теле! Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых
ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность
земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и
дает пищу человеку и животным. Это естественное и для всех наглядное
явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и
Земли, причем Небу придана воздействующая, мужская роль, а Земле -
воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих
объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих
лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не согретая
весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего
произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с
приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой
род». «Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь
пословицею, обозначая тем, что без влияния благоприятных условий,
посылаемых небом, земля бессильна дать урожай...
По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол неба соединяется с землею.
Землю держит на роге вол или буйвол; время от времени он устает, перебрасывает ношу на другой рог - отсюда и землетрясения.
В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же растения, птицы, животные.
При
сотворении мира вся-вся земля была ровная, как луг, но когда Господь
рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и
горы. У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала Девица-Земина. В ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили
этот дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом, пшеницей, ячменем и всяким злаком».
Древнеримский
историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен (Рюген): «Они
воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в
человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый
лес, и в нем хранится священная колесница, покрытая завесой:
прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня
присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами,
сопровождает с великим благоговением».
Мужским воплощением Земины был бог Земенник,
или Потримп. Пиры в его честь устраивали осенью, когда собран весь
урожай. Это был бог плодородия с веселым лицом, он увенчан зеленым
венком. В его святилище стоял горшок, доверху полный хлебными зернами.
В другом горшке спала священная змея бога, которую поили молоком. Путешественники древних времен так описывали
празднества в его честь: «Когда зерно убрано с полей, люди сходятся в
некое место, предназначенное для бесед и сборищ, - мужчины с женами и
детьми, со слугами и всеми • своими родичами, объединенные между собой
повиновением. Столы, лавки и иные места, на которых они свои беседы
отправляют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по краям хлеба
с двух сторон ставят по две корчаги пива. Затем приносят телят,
поросят, домашнюю птицу, каждой твари по паре, потом в жертву богу
забивают. И приговаривают: «Это тебе, о Земен-ник-бог, жертвуем и
благодарение производим, ибо нас в этот год в здравии и достатке
хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас от огня, от войны, от морового
поветрия и от всех врагов наших охранил». Потом, эти жертвы сварив, празднуют, но
прежде чем начнут есть, от каждого блюда отрезая, под стол, под лавки,
за печь и во все углы в избе и в сени бросают, говоря: «Это тебе, наш
Земенник, жертвуем, бери и ешь, сердечно просим!»